Если обойтись без строгости словарных определений, то романс по сути дела – это эстрада, популярная музыка 19-го века. Хотя зарождаться он начал гораздо раньше (в 13-14 веках), его суть и тогда была той же. Странствующие по Испании певцы-поэты исполняли свои произведения для самой разной публики. И музыка эта была близка практически каждому. Кстати и название жанра буквально означает «по-романски», то есть подразумевает песню, исполняемую на испанском языке, не на латыни, как в церковных песнопениях.
В России жанр романса сформировался и стал популярен в конце 18-го – начале 19-го веков. Отчасти помогла этому новая мода – юных барышень стали учить играть на музыкальных инструментах. Способности, конечно, у всех были разные, а, тем не менее, следовать новому веянию хотелось. Однако надо было не только чисто провести мелодию, но и аккомпанировать себе. Отсюда вытекало, что произведение это не должно было быть слишком сложным, — должно было быть доступным практически каждой барышне. Диапазон звуков умещался в пределы октавы, а иногда и сексты. Также для большинства романсов характерно несложное гармоническое развитие, — известная всем с первого класса музыкальной школы последовательность, — Т-S-D.
Аккомпанировали себе певцы чаще всего на гитаре, фортепиано, или арфе. Эти инструменты хорошо способствовали передаче настроения произведения. Ведь после исполнения романса у слушателя должно было остаться ощущение щемящей грусти, или ностальгии, но обязательно печаль эта была приятной. Стоит отметить, что можно выделить несколько видов романса: городской, цыганский, жестокий романс. Особенности первых двух наиболее ясны. А вот последний примечателен сюжетами – их всего чуть больше 10, и все эти истории заканчиваются одинаково печально: убийством, самоубийством, или смертельным горем. Эта разновидность романса появилась в среде жителей низших и средних слоев городского населения.
Новый жанр настолько пришелся по вкусу публике и исполнителям, что романсы писали тогда практически все. И, тем не менее, были отдельно стоящие мастера жанра – по случайности три Александра: Варламов, Гурилев и Алябьев – автор знаменитого «Соловья». Также Михаил Глинка, создавший не менее известные «Я помню чудное мгновенье» и «Не искушай меня без нужды». Правда, произведения этих авторов уже нельзя назвать такими уж простыми, предназначавшимися обывателю. Некоторые из них даже, напротив, требуют незаурядных данных.
[youtube id=»http://www.youtube.com/watch?v=TDNr-2THXso» width=»600″ height=»350″ autoplay=»no» api_params=»» class=»»]
Ну, а наиболее известных исполнителей русских романсов знает каждый: Федор Шаляпин, Александр Вертинский, Леонид Утесов, Изабелла Юрьева. Можно продолжать и дальше. Сегодня эстафету приняли Олег Погудин, Александр Малинин, также романсы периодически перепевают многие эстрадные исполнители, — жанр по-прежнему популярен и любим. Получается как у Пушкина с «Повестями Белкина»: «История эта не нова, история эта стара, но вам разорвет она сердце, коль с вами случится она». Время идет, но душу современного человека трогают все те же переживания…
Если Вы давно мечтате исполнять романсы, то вам просто необходимо пройти прослушивание в музыкальную школу, начать обучение и непременно развивать в себе свой талант!