Траурная музыка

Без рубрики

С самого рождения и на протяжении всей жизни музыка сопровождает человека — воспитывает, развлекает, подчеркивает значимые события или просто является фоном повседневности. При рождении это неспешные звуки колыбельной, которую тихим голосом напевает заботливая мама своему непослушному чаду, чтобы то поскорей уснуло. Позже это наивные детские песенки о всевозможных мамонтятах и тигрятах, любви и дружбе, удобоваримые для нежного детского слуха. Еще поздней, взрослея, человек начинает самостоятельно формировать свои музыкальные пристрастия, порой вдаваясь в крайности. Но рано или поздно настает момент, когда должна прозвучать последняя мелодия, выбор которой так же, как и в начале жизненного пути не является следствием музыкального вкуса того, в чью честь она звучит.
В одном из племен Экваториальной Гвинеи профессия музыканта на похоронах является самой почитаемой, наряду с верховным шаманом и заклинателем дождя. Это ремесло передается по наследству из поколения в поколение и будущий виртуоз должен не только научиться игре на инструментах (барабаны «нбень», «нкуу»), но и назубок выучить все догмы похоронного ритуала, в том числе похоронные песни, специальный танец «мекуэ», молитвы и обряды, связанные с жертвоприношением. Для современного европейца с его рациональным жизненным укладом это, пожалуй, будет смотреться немного дико, как дико выглядела бы в глазах африканца похоронная процессия под звуки привычного для нас похоронного марша Шопена.
Кстати о Шопене. Похоронный марш, который в наше время считается официальной траурной музыкой в чуть ли не большинстве стран мира, был написан в 1839 году и являлся лишь третьей части сонаты для фортепиано №2 си-бемоль минор. Именно Фидерик Шопен и стал первым человеком, похороненным под эту музыку.
Никому не известно, кто же первым догадался музицировать на похоронах, лишь догадки ученых сопрягают это действо с неким магическим постулатом, направленным на торжественные проводы в мир предков, где усопшего обязательно должна ожидать лучшая жизнь. Таким образом, первые зачатки похоронных мелодий стоит искать в ранних религиозных верованиях человечества. Это же распространяется и на происхождение более современных нам реквиемов. Сама этимология слова «реквием» напрямую связана с церковной латынью — сокращенное от «Requiem aeternam dona eis, Domine», то есть «Покой вечный дай им, господи». Изначально в XV — XVI веках нашей эры реквиемы были частью траурной мессы, совершавшейся в честь знатных вельмож в католических странах. Немногим позже они обрели большую автономию, став самостоятельными музыкальными произведениями. Автор самого известного реквиема Моцарт написал свое произведение буквально перед собственной смертью, что повлекло за собой целый ряд мистических догадок. Итальянский композитор Джузеппе Верди посвятил свой не менее известный реквием лучшему другу. Известна также «Симфония-реквием памяти В. И. Ленина» специально написанная композитором Дмитрием Кобалевским в память об усопшем вожде пролетариата.
В Россию традиция играть на похоронах перекочевала во времена правления Петра I. Впервые на нашей исторической Родине траурный марш прозвучал на похоронах Франца Яковлевича Лефорта. Изначально духовой оркестр провожал к праотцам лишь высшие военные чины. Но при Екатерине право на эту почесть получили также купцы, а еще позже и мещане. При советской власти траурный ансамбль играл практически на каждых общегражданских похоронах, подчеркивая трагизм потери друга, соратника и близкого человека.
Похоронные марши, как правило, имеют торжественно-скорбный характер и пишутся в минорной тональности. Во Франции времен буржуазной революции хоронили под похоронный марш Франсуа Жоржа Госсека, а в Австрии и Германии позапрошлого века под 5-ю симфонию Густава Малера.
Совсем иного характера музыкальное сопровождение похорон в экзотических странах. В Китае принято провожать близких в последний путь взрывами петард и прочими какофоническими звуковыми эффектами. Первый случай музицирования на похоронах в Японии был установлен учеными-историками в период Чёй, и он также являлся частью религиозного обряда на заре синтоизма. В настоящее время траурные процессии в стране Восходящего солнца сопровождают барабанщики Кодо, своей игрой заметно диссонируя с привычными для европейского уха заунывными траурными маршами. В Индии на похоронах распевают развеселые заупокойные мантры, аккомпанируя себе на народных инструментах, а в ряде мусульманских стран играть на похоронах вообще считается верхом кощунства, за которое можно и поплатиться.
В конце повествования путь рассказчику преграждает невозможность вынести вердикт — какая из похоронных музык лучше, ибо ни одни из потенциальных «оценщиков» до сих пор так и не высказал своего мнения. Стоит лишь тайком надеяться, что однажды в далеком или ближнем будущем какой-нибудь величайший композитор сочинит похоронную мелодию, способную воскрешать усопших. Этим композитором вполне может стать кто-то из учеников специальной музыкальной школы.

.