Дикция и артикуляция

Без рубрики

Одна из самых главных задач артистов при обучении вокалу, в частности певцов, выступающих на сцене – это способность донести до зрителей «свое слово». Обращаясь к аудитории, речь или пение должно быть ясным и четким по произношению, а также достаточно громким. Для того, чтобы артиста было слышно зрителям и с последних рядов, выступающему необходимо иметь хорошую дикцию. А над ней нужно работать, совершенствовать артикуляционный аппарат, разрабатывая его технические возможности.

Артикуляционный аппарат является частью голосового аппарата, который отвечает за формирование звуков речи. К нему относятся: ротовая полость (губы, зубы, щеки, челюсти, язык, небо), голтка и гортань. Работа артикуляционных органов, направленная на создание звуков речи, называется артикуляцией.
Необходимо помнить, что от «архитектуры» (правильной постановки) артикуляционного аппарата зависит качество звучания. Одним из первых условий является активность и естественность, которых можно добиться с помощью снятий различных зажимов и стимуляции четкой работы органов и мышц.
«Активной естественностью» можно назвать нормальную жизненную манеру произношения звуков, но чуть-чуть утрированную, при которой не должно создаваться новых зажатий. Для начинающих большим помощником станет зеркало, так как многие зажимы можно не только услышать в звуке, но и увидеть на своем лице.

Упражнения:

1. Встаньте перед зеркалом, расслабив лицевые мышцы. Обратив внимание на естественное положение губ, после попробуйте их активизировать: собрать в трубочку, пошлепать губами, поднять верхнюю губу, открыв зубы. Открыв рот, изучите его форму, посмотрите, как спокойно лежит язык в нижней челюсти (ни при каких условиях он не должен подниматься «горбом» во избежание, напряжения гортани и форсированного звука), рассмотрите свод у корня языка, освободив глотку попробуйте подобрать маленький язычок. Постарайтесь зевнуть, почувствовав подвижное мягкое небо.

2. С закрытым ртом начните шевелить языком из стороны в сторону, вправо-влево, назад и вперед, а затем продолжите те же самые движения, но круговыми оборотами в обе стороны. Высуньте кончик языка и прикусывая его зубами постепенно высуньте его и так же прикусывая спрячьте его обратно. Затем пожуйте язык с закрытым ртом на правой, а потом на левой стороне.

3. Закройте рот так, чтобы нижняя челюсть была опущена вниз (жевательные зубы не должны быть сомкнуты!), а мягкое небо поднято. Почувствуйте активность кончика языка, постучав им, как молоточком, по зубам изнутри (как будто Вы произносите: да-да-да, но беззвучно). Затем несколько раз произнесите: Т-Д.

4. Для укрепления гортани воспользуйтесь сочетанием таких звуков, как К-Г.

5. Чтобы мышцы губ были активны, подойдут звуки П-Б.
6. Перед тем, как разучивать музыкальное произведение, обязательно прочитайте словесный текст перед зеркалом несколько раз. Перед тем как произносить фразы, необходимо брать дыхание животом и направлять звук в твердое небо (к корням верхних зубов). Запомните, что с того момента, как Вы начали заниматься постановкой голоса, все звуки должны быть на опоре (от диафрагмы) и в позиции, причем этого принципа важно придерживаться и в обычной жизни, даже в бытовой речи.

7. Если вы обратите внимание, на какое произношение, тихое или громкое, Вам требуется больше дыхания, то заметите, что для более громкого произношения требуется больше воздуха. Для этого вдох должен быть основательным, в то время как при тихой речи требуется меньше объема дыхания, но больше контроля над его выходом.

8. Читая текст, произносите его утрированно – это будет хорошей гимнастикой для аппарата. Утрированное произношение не должно приводить к мышечным зажимам челюсти, гортани, губ, языка. Утрированность снимется со временем, а активная подача останется. Необходимо помнить, что согласные должны произноситься мгновенно, четко, активно и легко, не разбивая поток гласных, которые при пении плавно переходят из одной в другую.

9. Для того, чтобы отработать произнесение гласных ровным потоком, уберите из текста согласные, и протяжно прочитайте текст на одних гласных так, чтобы получился ровный и красивый поток: «В лесу родилась елочка» (е-у-о-и-а-е-о-а). Затем, не нарушая поток гласных, быстро, четко и легко вставьте согласные, при этом они должны быть близкими (на зубах), гортань оставалась свободной, а дыхание активным. В пении вялое произношение приводит к затягиванию темпа в музыкальном произведении.

10. Если у вас возникли затруднения с извлечением какого-либо звука, можно воспользоваться любым словарем, открыв его на той букве, которая вас затрудняет и, не торопясь, начните читать подряд все слова, акцентируя внимание на трудном звуке. После многократных контролируемых тренировок ситуация обязательно поменяется к лучшему.

11. Чтобы развить акустические и тембральные свойства голоса, важно разрабатывать мышцы глотки, изучить резонирующие свойства организма, в этом может помочь сочетание гласных А-Э-О в беззвучном произношении, но с широко раскрытым зевом.
Запомните:
— Когда вы работаете с артикуляционным аппаратом, необходим сознательный контроль, многочисленные тренировки до ощущения комфорта и внимание.
— Пользуйтесь зеркалом.
— Будьте требовательными к себе, чтобы не пропустить пусть даже незначительных на ваш взгляд ошибок.
— Не бойтесь усталости мышц, но избегайте зажимов и появления новых.
— Прослушивание записей хороших исполнителей будет для вас очень полезно, благодаря слуховому восприятию улучшается осознание мышечных ощущений.

В следующей статье специально для вас мы сделали подборку скороговорок, на которых вы сможете тренировать дикцию!

.