В предыдущих уроках вы уже научились правильно сидеть за фортепиано (ссылка) и познакомились с его устройством (ссылка). Теперь осталась самая приятная часть — это контакт с клавиатурой.
На первый взгляд, нет ничего сложного в том, чтобы поставить руку на фортепиано. Но на самом деле, даже на этом этапе могут возникать ошибки, которые лучше сразу искоренять. Чтобы избежать прогиба пальцев,поставьте ручку в центр ладони, таким образом образуя купол руки. Это самое правильное и естественное положение руки, чтобы играть на фортепиано. По нашей природе нам свойственно использовать пальцы либо прямыми, либо совсем согнутыми, но при игре на фортепиано важно, чтобы каждый палец представлял собой мостик из трех фаланг. Также необходимо, чтобы пальцы хорошо упирались в клавиши, чтобы вы не могли моментально убрать руки с клавиатуры.
Очень частая ошибка при постановке большого пальца — пытаться играть им при помощи фаланги. Первый палец должен устанавливаться прямо на подушечку и производить звукоизвлечение маленькой ее частью.
Теперь поговорим о штрихах. Самые популярные штрихи на фортепиано это:
легато (legato) — связно
Играя этот штрих, важно контролировать, чтобы одна нота перетекала в другую плавно, без дыр. Важнейшим приемом легато является подкладывание, которое позволяет нам играть в легато, например, гаммы, где нот больше, чем пальцев.
нон легато (non legato) — не связно
Как правило, в начале обучения ученики играют именно non legato. Этот штрих более подчеркнутый и менее связный, поэтому поначалу он дается немного легче, чем легато. Клавиши при этом нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы между нотами были совсем небольшие паузы. Обратите внимание, чтобы клавиши на были слишком отрывистыми.
стаккато (staccato) — отрывисто
Этот штрих подразумевает собой то, что каждую ноту вы должны играть четко, отрывисто и остро. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. На этом приеме полезно играть различные этюды, гаммы и штрихи.