Кто-то провел детство в специальной музыкальной школе за выжиманием гамм из раритетного прабабушкиного пианино (конечно, по доброй воле, без единой мысли об углах и ремнях), а кто-то честно все школьные годы отыграл в хоккей – или шил плюшевых зайцев с пуговичными глазами для устрашения первоклассников. И частенько бывает, что годам к 17-30-50-ти страсть к музыке у первых пропадает, но зато — остро прорезается у «ветеранов плюшевых зайцев». Это нормально. Это лечится. Путем обучения игре на желанном инструменте. Вот только на каком – на «живом», настоящем пианино или на синтезаторе? А если вы решили, что уметь музицировать должен ваш ребенок?
Восприятие живого
Сейчас этот вопрос кажется странноватым: если только прабабушка не завещала вам своё фортепиано, строго-настрого наказав учиться исключительно на нём, то вроде бы логично сразу взять синтезатор. Компактно, современно, много дополнительных возможностей… Но есть и «подводные камни», о которых особенно важно знать, если вы приобретаете инструмент для ребенка или же сами планируете развивать слух и заниматься музыкой всерьёз. Главное и всем очевидное отличие пианино от синтезатора заключается в том, что пианино – инструмент акустический, струнно-клавишный, а синтезатор – электронный. То есть в первом случае звук «живой», а во втором, как ни крути, – «мертвый». И это имеет значение, особенно при обучении – для развития слуха, чувствительности уха к звуку (подумайте – ведь ни один гитарист не посоветует вам начинать учиться играть сразу на электрогитаре – сначала всегда стоит освоить классический инструмент). Второй важный момент – клавиатура. «Живая» клавиатура пианино, связанная с «живыми» молоточками, бьющими по реальным струнам в «брюхе» инструмента, оказывает такое же реальное, ощутимое сопротивление пальцам при нажатии. Клавиатура синтезатора, конечно, тоже может быть активной, чувствительной к касанию и послекасанию, но нажимать, как правило, нужно более мягко, более плоскими пальцами. Также на второй план отходит правильная постановка кисти руки – ведь синтетический звук в большинстве случаев воспроизведётся правильно. Для фортепиано же важен любой нюанс.
Сания, преподаватель теории музыки в музыкальном училище: «Ребенок, начавший обучаться на синтезаторе, испытывает в дальнейшем большие трудности при игре на фортепиано: оно под его пальцами не звучит. Иногда клавиши совсем не отзываются на прикосновение. Если говорить о положении кисти при игре на синтезаторе — это вообще катастрофа. Я сама обучала детей и на синтезаторе, и на фортепиано. Дети, играющие на фортепиано, быстрее приспосабливаются к остальным инструментам, если это потребуется.
Что касается звучания, как бы ни был хорош синтезатор, детям он портит тембровый слух. Они перестают различать акустические инструменты. Не совсем, конечно, но резкость слуха понижается. Не знаю, с чем это связано. Может быть, с тем, что синтезатор воспроизводит звук всё-таки не вполне настоящий. Очень трудно ребенка, который играл на синтезаторе, научить отличать на слух один инструмент от другого. Он привык, что звуки все схожи, имеют на синтезаторе один и тот же призвук. У «живого» же инструмента есть еще призвуки движения: у фортепиано — стук молоточков, у скрипки — скрип смычка, у гитары — вибрация корпуса об струны. Синтезатор, к сожалению, не может этого передать. И еще: если человек начинал знакомство с музыкой с акустических инструментов, он воспринимает синтезатор по-иному, как более примитивный инструмент. А если начинал с синтезатора – как правило, не воспринимает акустические инструменты. Не слышит богатства тембров».
Существует, правда, такая замечательная вещь, как электропиано – синтезатор, наиболее приближенный к фортепиано по характеристикам, обладающий высокой чувствительностью клавиш и даже педалями. «Но это «идеализированное» фортепиано, — считает Сания. – Все клавиши у него выровнены, все нажимаются одинаково, ничего не западает. У пианино же всегда одни клавиши более «разболтаны», другие – менее. Нужно большое мастерство, чтобы сыграть так, как ты хочешь. Именно поэтому за рубежом наши пианисты пользуются большой славой. Мы играем на ужасных роялях. А за границей рояли очень хороши, «играют сами» (в этом мне признавались многие из знакомых пианистов). Когда наши музыканты научаются бороться с трудностями инструмента, им оказывается подвластно любое движение».
Нужные нам качества
Допустим, вы выбираете инструмент не для хрустальных детских ушей и пальцев, а для себя – и именно синтезатор, а не рояль на львиных ножках. Прежде чем отправляться глотать слюну в ближайший музыкальный магазин, ответьте на главный вопрос: для чего вам нужен инструмент? Для чего вам нужно научиться играть, что вы будете с этим умением делать? От ответа напрямую зависит… Да, в принципе, всё. Характеристики нужного инструмента, модель, цена. Три основных пути на этом перекрестке:
- вы намерены серьёзно, профессионально заниматься музыкой; возможно, собрать по деталям новых «Цеппелинов», в будущем – записать с десяток альбомов и умереть от разрыва счастливого сердца на сцене, на глазах у полумиллиона фанатов;
- вам очень хочется играть за денежку в ресторанах, кабаках, на свадьбах, там, где не требуется виртуозного исполнения, но «гостям должно быть весело»;
- вы учитесь «для себя», для собственного удовольствия, и для того, чтобы иногда поразить вашими умениями двоюродных тёток и внучек на дне рождения дедушки.
В последнем случае подойдет и наиболее простой трехоктавный инструмент с податливыми клавишами – но покупать такой, если у вас «серьёзные намерения» – моральное самоубийство.
Для начала обратим внимание на клавиатуру. Нам важны размеры клавиш и чувствительность оных к силе нажатия – жесткость. Клавиатура бывает полноразмерной либо малоразмерной, «размерность» зависит от ширины клавиш (длина тоже может быть разной, но тут она особой роли не играет). Клавиши синтезатора могут быть такой же ширины, как у фортепиано – это полноразмерная клавиатура; а могут быть более узкими – такая клавиатура считается малоразмерной. На узких клавишах играть намного проще (особенно новичку): не требуется сильной растяжки пальцев, не нужно насиловать руку. Но это – очередной «подводный камень», как и в случае с музыкальным слухом, ведь для серьёзной игры вам, в любом случае, потребуется способность «сажать пальцы на шпагат», играя на нормальном, «полноразмерном» инструменте. Так что для серьёзного обучения – только полноразмерная клавиатура. Для развлечения же подойдет и малоразмерная.
Чувствительность клавиш – важнейшая характеристика. Клавиатура может быть пассивной либо активной. В первом случае инструменту всё равно, с какой силой вы бьете по клавишам – звук будет воспроизводиться один и тот же. Активная же клавиатура приближена по свойствам к фортепианной: качество и громкость извлекаемого звука зависит от силы нажатия. Синтезаторы с пассивной клавиатурой стоят намного меньше и могут подойти для любительской игры. Если мы учимся серьёзно и ответственно – постараемся в сторону нечувствительных клавиш даже и не моргать.
Жесткость активной клавиатуры тоже имеет градации. Бывает:
- невзвешенная
- полувзвешенная
- взвешенная клавиатура
Клавиши последнего типа наиболее «жесткие», требуют большего усилия при нажатии. Для обучения (да и для игры в дальнейшем) вполне подойдет и полувзвешенная клавиатура.
Количество клавиш (читай: количество октав) – тоже важнейшая характеристика. Синтезаторы до трёх октав в большинстве случаев – «сувенирные тыкалки», игрушки. Самый распространенный и популярный вариант – пять октав: такой подойдет и для обучения, и для игры. 6-7 октав помогут натренировать руку и полноценно играть будущему (или настоящему) пианисту. Но это – уже большой инструмент и немалая цена…
Разумеется, подходящая клавиатура – далеко не всё, что нам нужно от синтезатора. На самом деле данная «деталька» может отсутствовать у инструмента совсем. «Вообще, синтезаторы делятся на две категории: обычные клавишные и рэковые — то есть те, что вставляются в рэк вместе с эквалайзерами, процессорами, компрессорами и прочими прибамбасами, – делится знанием старый-престарый клавишник Алексей. – К последним необходима еще и миди-клавиатура – клавиатура без собственных звуков, посылающая миди-сигнал в синтезатор или компьютер». Но мы учимся, и перед нами всё-таки, скорее всего, классический симбиоз клавиатуры и корпуса. Что еще может иметь для нас значение? Масса. Если вы, например – хрупкая девушка, и при этом собираетесь носить инструмент на репетиционную базу (либо к преподавателю), массой как важнейшей характеристикой не стоит пренебрегать ни в коем случае. Для частых концертов громоздкий «гроб» тоже не очень подходит.
Другие характеристики? Конечно, качество звучания: инструмент может пищать, как резиновый Микки-Маус, а может выдавать чистый звук, максимально приближенный к идеалу звучания реального инструмента (выбор тут, сами понимаете…). Алексей: «Важно удобство управления инструментом. Удобство коммутации: например, количество выходов, педалей и т.п.» А еще, конечно, стили, эффекты, наличие папочки с нотами в комплекте и очень многое другое. Впрочем, без папочки можно и обойтись.
Мы постарались рассказать об основных характеристиках, на которые стоит обратить внимание при выборе инструмента. А что в итоге для Вас окажется на вершине «пирамидки» — синтезатор или прабабушкино пианино — решать Вам.