Невероятные, даже фантастические вещи могут твориться в музыкальном мире. Вы можете себе представить, что электронный инструмент может использоваться как современная лазерная сигнализация? Неким бесконтактным способом охранять государственные музеи и банки? И более того, что именно загадочный Терменвокс, музыкальный прибор, изобретение Льва Термена, служил для этих целей, в начале ХХ века?
Можно сказать, что Лев Сергеевич Термен (1896-1993), талантливейший человек, видный ученый физик, на счету которого немало интересных изобретений, также прекрасный музыкант-виолончелист, родился в своё время. Жизнь этого человека была неоднозначной, интересной, полной взлетов и падений. Ему довелось испытать всемирную славу, гастролировать по всему миру, открыть в Америке компанию Teletouch Inc., вернуться в Россию, где ему суждено было пережить арест и репрессии в сталинских лагерях, трудиться в секретных лабораториях, создать ряд уникальных изобретений, после поработать в Московской консерватории. А также, под конец жизни, в 93 года, поучаствовать на фестивале экспериментальной музыки во Франции. Лев Сергеевич Термен любил повторять: «Я потому такой живучий, что моя фамилия наоборот — «не мрет»!»
Учился он в Петербургском университете на факультетах физики и астрономии, к тому же еще, был студентом Петербургской консерватории по классу виолончели. Во времена гражданской войны принял сторону большевиков. В 1920 сконструировал уникальный электромузыкальный инструмент, который назвал своим именем «голос Термена» или Терменвокс (от фамилии изобретателя и лат. «vox»-голос). Звучание этого инструмента сравнивают с синтезом человеческого голоса, скрипки, виолончели, флейты, трубы и других инструментов, в результате чего получается космический тембр фантастического характера, имеющий почти гипнотическое влияние на публику.
[youtube id=»http://www.youtube.com/watch?v=w5qf9O6c20o» width=»600″ height=»350″ autoplay=»no» api_params=»» class=»»]
Изобретение получило огромный резонанс и вызывало большой интерес аудитории по всему миру. В первоначальном варианте инструмент был одноголосный, позже он неоднократно перерабатывался, и в 1975 вышел многоголосный Терменвокс, где исполнитель уже мог сопровождать мелодию аккордами в темперированном строе.
Схема Терменвокса содержит два генератора высокой частоты, из которых один работает на фиксированной частоте, а частота второго генератора определяется расстоянием между правой рукой музыканта и небольшой вертикальной штыревой антенной, подключенной к его колебательному контуру. Рука и антенна, таким образом, оказываются во взаимодействии, создавая «воздушный конденсатор». В зависимости от расстояния и положения правой руки относительно антенны, изменяется высота тона, чем ближе рука к антенне, чем выше звук, и наоборот, чем дальше, тем ниже. Таким образом, звук может достигать диапазона 3-4 октав. Говоря современным языком, такой инструмент можно назвать бесконтактным. Исполнителю не надо прикасаться к антенне, звук извлекается, при манипуляциях правой руки в пространстве электромагнитного поля вблизи двух антенн, а инструмент, в свою очередь, чутко улавливает эти движения руки и издает звук определенной высоты. Левая рука, при помощи второй антенны, отвечает за динамические оттенки, а удаление или приближение к этой антенне левой руки делает звук более громким или более тихим.
Впервые Терменвокс был представлен на VIII Всемирном электротехническом съезде, том самом, на котором был принят Лениным знаменитый план электрификации всей страны. Любопытно, что на этом съезде Термен представлял свой музыкальный инструмент в несколько ином качестве, а именно, в качестве «радиосторожа»! Снова обращаясь к современному мышлению, можно провести параллели с электронной сигнализацией, уж не был ли «голос Термена» ее дальним родственником? Ленину «радиосторож» понравился, особенно его позабавило, что этот прибор еще может сыграть «Ноктюрн» Шопена и «Жаворонка» Глинки. Вскоре после съезда подобными «радиосторожами» были оборудованы Госбанк и Эрмитаж.
Но все же основное претворение в жизнь этого устройства нашло себя в музыкальной области. Сам Лев Термен полагал, что наиболее полно можно раскрыть возможности Терменвокса, исполняя на нем «Вокализ» Сергея Васильевича Рахманинова. Надо добавить, что «голос Термена» использовался зарубежными кинорежиссерами в своих фильмах, например Альфред Хичкок ввел звучание этого инструмента с таинственным тембром в свой фильм «Зачарованный» (“Spellbound” 1945). А также Джин Родденберри использовал Терменвокс в своем знаменитом сериале «Звездный путь» (“Star Trek” 1966-1969).
[youtube id=»http://www.youtube.com/watch?v=V0zQHNmz0gU» width=»600″ height=»350″ autoplay=»no» api_params=»» class=»»]
У Льва Сергеевича было много последователей и учеников, среди них американка Клара Рокмор (Clara Rocmore), одна из первых виртуозных исполнителей на Терминвоксе классического образца. Далее, ассистент самого Льва Термена Константин Ковальский, который создал собственную школу обучения игре на Терминвоксе и немного изменил его конструкцию, создав свою версию устройства. Он заменил левую антенну клавишами, а регулирование звуком отдал ножной педали.
Кроме того, существуют и другие модификации данного инструмента. Например, Etherwave, сконструированный Робертом Мугом на основе Терменвокса. Этот прибор легко собрать самостоятельно, даже без особых знаний электроники. Все необходимые детали находятся в специальном наборе и их надо просто присоединить друг к другу. Другая разработка, названная Терменвокс Classic, принадлежит Андрею Смирнову. Диапазон ее шире, 6 октав, и в этой модели удалось решить проблему извлечения острого штриха стаккато. Нельзя обойти вниманием и модель «T-vox tour» с диапазоном 8 октав, разработанную Джорджем Павловым, мужем русской исполнительницы на «голосе Термена», Лидии Кавиной.
В 2006 году Лидия Кавина и Барбара Буххольц совместно организовали международный фестиваль — «Touch! Don’t Touch!». Специально для этого проекта четыре российских и пять немецких композиторов написали музыку для Терменвокса.